ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ АННЫ ДАНИЛОВОЙ "ЗАВИСИМОСТЬ"
Место проведения:Медиа-центр "Vыход" (пр. К. Маркса, 14)
Открытие:15 января 2013 17:00
Сроки:15-26 января
Организаторы:Центр культурных инициатив
медиа-центр «Vыход»
Описание

Выставка Анны Даниловой с серьёзным и немного пугающим названием «Зависимость» претендует на откровенный разговор в духе психоанализа, отсылающий зрителя к теориям Фрейда, Юнга, Хайдеггера и других философов ХХ века. Невольно ожидаешь увидеть в экспозиции брутальные треш-откровения или постмодернистическую игру художника в поиск новых смыслов. Но ничего этого на первой персональной выставке молодой художницы, как кажется, нет. Что же на ней представлено? Разрозненные картинки – фотографии с рисунками-«каракульками», полное теней и намёков видео, в котором почти ничего не происходит… Хочется спросить - и это всё? И что мы видим?

Рассматривая повнимательнее фотографии, с удивлением открываешь для себя, что все они из мира реальной повседневности конкретного человека, как и «каракульки»-автографы, несущие в себе устрашающее подтверждение документальности происходящего. Можно предположить, что автор предъявляет нам чей-то дневник, приватную информацию в картинках, которые явно умышленно вырваны из нарративного сценария жизни и здесь представляют собой зашифрованную историю с одним единственным ключиком - словом ЗАВИСИМОСТЬ.

Собственно, художница нам предлагает провести визуальные исследования найденных артефактов частной жизни героини. (Назовём её для удобства – Девочка). Фотоизображения, которые мы рассматриваем, вряд ли содержат пафос обвинения или раскаянья. Нет, они спокойны. Фигурка девушки, кочующая из картинки в картинку, апеллирует к нашему опыту - подразумевается, что мы и так знаем про это состояние Зависимости. Визуальная риторика всей серии такова, что приватная история почти априори вызывает внутреннее согласие и сочувствие в душе зрителя.

Вот обнажённый девичий торс, вот ещё и ещё. Всё обыденно, без постановочной эротики. Его окружают колючие, небрежно нацарапанные значки, фразы, фигурки, ... есть очень знакомые - морковь, клубничка, губы, глаза... и очень одинокая собачонка в углу из плоти.

Все эти фотодокументы и графические следы автоматического письма создают ощущение, что нам много и правдиво рассказывают про жизнь. Но есть нечто, что автор явно не договаривает, и мы что-то чувствуем, видим, но не решаемся произнести вслух, так как оно почти не выразимо в речи. Изображение напрямую апеллирует к нашему опыту воображаемого, эмоционального, субъективного. Вот этот «живописный лепет», говоря словами Джеймса Элкенса, и приоткрывает «страшную тайну» Зависимости некой Девочки от невидимого нами буквально героя.

Я рискнул и провёл свой творческий эксперимент, соблюдая дискурс автора проекта, обратился к текстам небезызвестного романа «История О». Взяв почти наугад некоторые цитаты, наложил их на представленные на выставке изображения и, как мне кажется, визуальный сценарий наполнился убедительным нарративом. Например: "...ей доставляло удовольствие думать о пытках и мучениях, уготованных ей, но стоило ей только на себе ощутить их, как она готова была на все, что угодно, лишь бы они прекратились; когда же это заканчивалось, она снова была счастлива, что ее мучили". Или ещё точнее: "Нет ничего страшнее, чем попасть в руки живого Бога. Нет, - думала она, - сейчас, куда ужаснее быть отвергнутой им".

А вот как комментирует свой «визуальный дневник» художница Анна Данилова, являющаяся по сути режиссёром и интерпретатором своей истории.

«Она (Героиня) зависима от одного человека. …Это именно зависимость, а не любовь – чувство, ничего кроме боли в себе не несущее. Но это странным образом доставляет ей удовольствие, из-за чего она только и поддерживает отношения с тем человеком. Наверное, ей нравится быть униженной и брошенной... быть жертвой…»

Вот что любопытно в данном аспекте, Анна Декло, серьёзная французская писательница начала ХХ века, окончившая филологический факультет Сорбонны, занимавшая пост секретаря парижского издательства «Галлимер», переводчик английской поэзии, прославилась в мире литературы, написав признание в любви писателю Жану Полану в форме порнографического романа «История О». Книга получила скандальную известность, хотя не имела к реальной жизни никакого отношения, скорее принадлежа к категории порнографической сказки – фантазии о причудливости любви.

Проект петрозаводской художницы Анны Даниловой в каком-то смысле – утверждение обратного. Все эмоционально-сексуальные действия её Девочки-Героини не имеют к любви никакого отношения, как впрочем, и к сказкам, а являются по сути своего рода «рентгенограммой» запрограммированного жизненного сценария, типа человеческого характера и коммуникации. В психологии это называется «трансактной физиологической практикой», – игра, что стала для Девочки-героини обыденной реальностью. Вполне может быть, это и есть основной стержень проекта, явно имеющего оттенок самотерапии, сублимации и попытки разорвать некий замкнутый круг предопределённости человеческих отношений.*

Сергей Терентьев, художник

*Играми в трансактном анализе принято называть серии следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с чётко определённым и предсказуемым результатом, в котором заинтересован тот или иной игрок. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, которые содержат ловушку или подвох. В качестве выигрыша выступает определённое эмоциональное состояние, к которому у игрока есть бессознательное стремление – и это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость, а чаще это негативное чувство или неприятное ощущение, являющееся для игрока “любимым”. (Эрик Бёрн «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений»).

Анна Данилова

Родилась 6 сентября 1990 г.

Студентка 6 курса Международного Славянского института (графический дизайн)

Участие в выставках:

- Public art проект "Городское собрание" (2008)

- Сценография и костюмы к опере Г. Фиртича "Победа над солнцем" (2010)

- Выставка "Молодые художники Карелии"(2010)

- Выставка Анны Даниловой и Виктории Копейкиной "Послевкусие" (2011)

- Выставка "Молодые дизайнеры Карелии" (2011)

  • фото1
  • фото2
  • фото3
Пресса о событии
16 января 2013 «Илона Румянцева, Ведомости Карелии »
01 января 1970 ««Культурная жизнь», РТК Сампо »
01 января 1970 «Выход-В-Свет Афиша,ТЕЛЕжурнал ТВЦ »
05 февраля 2013 «Ирина Ларионова, Интернет-журнал «Лицей» »
Комментарии
Имя
Адрес эл. почты
Комментарий
Защита от спама
 
Все поля формы должны быть заполнены