Персональная фотовыставка Ханса-Йоахима Шуберта «Отражения»
(Нойбранденбург, Германия)
Место проведения:Медиа-центр «Vыход»
(пр. К. Маркса, 14)
Открытие:06 сентября 2010 17:00
Сроки:7 – 24 сентября
Организаторы:Фонд развития творческих индустрий и культурного туризма, Центр культурных инициатив
При поддержке: Администрации Петрозаводского городского округа
Описание

Образ в видоискателе

Hans Joachim Schubert / Ханс-Йоахим Шуберт

Когда в 1953 году фотограф Ханс-Йоахим Шуберт начал свою учебу у мастера-фотографа Юлиуса Пальме в Тангермюнде, фотографии было более ста лет. Еще было довольно далеко до того времени, когда фотография смогла добиться признания её как одного из средств коммуникации. Сам же Шуберт смог успешно потрудиться для того, чтобы его искусство заслужило признание, как общественности, так и среди художников. Искусство фотографии Ханс-Йоахим Шуберт познал не с ранних лет. Его интерес к фотографии начал проявляться только тогда, когда наступила пора ученичества. Семнадцатилетний юноша вынужден был по причине физического здоровья поменять несколько мест, где он учился ремеслу, и когда его отец получил возможность определить сына в ученики к мастеру фотографии, это было сделано незамедлительно. До сих пор Ханс-Йоахим Шуберт, с глубоким уважением, отзывается о своем старом наставнике, у которого он учился и получил первый опыт фотографирования. Он изучал ремесло фотографа с самых азов, благодаря чему приобрел хорошие навыки и предпосылки для дальнейшего обучения искусству фотографии в Магдебурге и Лейпциге.

У Ханса-Йоахима Шуберта рано появилось творческое отношение к фотографированию. Работа в фотоателье не показалась ему достойной. Он хотел быть свободным художником-фотографом или заняться кинематографом. Последнее объясняет его работа киномехаником. В кинокамере юный Шуберт увидел средство для выражения индивидуальности. Он ясно понял, для чего лучше всего предназначен фотоаппарат, а именно для выставки «Откровение, объяснение и раскрытие мира человека и природы», которую организовал Бомонт Ньюхолл. До конца 1989 года Ханс-Йоахим Шуберт занимался исключительно черно-белой фотографией. Таким образом, он оказался в одной компании с мастерами художественной фотографии Западной Европы и США, которые ещё до середины 1970-х годов в большинстве своем работали в черно-белом цвете, «чтобы дистанцироваться от цветной фотографии, которая господствовала в рекламе и моде». Шуберт отказался от цветной фотографии, потому, что для этого в ГДР не было материалов необходимого качества. Использование цветной фотографии после 1990 года привносит новый эстетический опыт в процесс создания образа окружающей среды. Хаотичная пестрота чужда фотографиям Шуберта. Привлечение той или иной краски или цвета точно отвечает конструкции образа. Фотограф – композитор цвета, получает большое наслаждение от бриллиантовых красок, которые позволяет создать современная техника проявки. Его слова о том, что он бы рисовал так, как он фотографирует, находят здесь своем подтверждение. Для Ханса-Йоахима Шуберта фотографирование получило значение, как чувственное отражение реальности.

Первые мотивы Шуберта в фотографии были негромкими, однако имели решающее значение. Пристрастие к отражению реальности, что стало главной темой его фотоискусства, уходит в далекий 1954 год. В черно-белых снимках 1970-х – 1980-х годов определяющим стало отражение четко определенных пространственных композиций. Затем оно превращается в многоразмерные пространственные иллюзии, которые были реализованы благодаря изысканным многократными изображениям. Они произвели на Шуберта магическое впечатление, очаровали его, дали необычайно сильный толчок его сказочной образной фантазии.

После своего посещения Парижа Ханс-Йоахим Шуберт создал множество впечатляющих снимков, отражающих реальность. Это отражения стекол витрин и автомобилей, яркая пирамида из стекла перед входом в Лувр, в которой запечатлено зеркальное изображение фасада замка. Себя самого Шуберт сфотографировал через десять лет в том кафе, где, благодаря зеркалам на стенах, казалось бы, не существует пространственных границ. Здесь действительность выражена в первоначальном виде. Наряду с зеркальными эффектами, напоминающими барокко, Ханс-Йоахим Шуберт фотографировал и более простые мотивы: как бы несколько искаженный двойной портрет со своей женою Анитой на одной из пластик в городской черте Парижа. На одной из таких фотографий запечатлен тонкий вкус, отмеченный чувством юмора, которое вездесуще в творчестве.

Фотографии Ханса-Йоахима Шуберта оставляют впечатление, что они нарисованы светом. Тому служат множество примеров, однако к самым лучшим следует отнести «Голубые картины», которые были в Чили в 1999 году. Шуберт создал неповторимые изображения, отражающие построение грандиозных декораций на леднике Святой Рафаэль. При помощи телеобъектива он сфотографировал мельчайшие частицы волн и световые рефлексии на водной глади Тихого океана. Живописным можно назвать тот достойный внимания цветной снимок, который Шуберт сделал в Сантьяго де Чили в 1997 году. На снимке изображен фасад высотного дома, освещенный лучами утреннего солнца, который возвышается на фоне темно-синего, покрытого легкими облаками, неба. Феномен, напоминающий картину маслом бельгийского художника Рене Магрита.

На тумбах для афиш, домах или заборах часто клеят плакаты. Со временем они отрываются или отклеиваются. Иногда ещё можно понять смысл, а порой свисают лишь поблекшие клочки бумаги. И снова Ханс-Йоахим Шуберт с помощью этих свидетельств полемизирует с недолговечностью желаний и мечтаний человека. Так возникли картины, которые он называет словом «коллаж», к которым относятся импозантные черно-белые снимки «умирающих могильных плит» на парижском кладбище Монмартр. В этих следах распада человек с хорошим зрительным восприятием – Шуберт – открыл новые структуры образа, как то: головы или лица. Фотографии такого рода есть выражение возникновения и исчезновения – тема, которую Шуберт отображает, так сказать, документально, как естественный процесс, в цветной серии «Картофельный натюрморт», созданной в 2004 году. Все творчество Ханса-Йоахима Шуберта невозможно представить без поиска форм выражения с помощью фотографии. Иногда он использует старую технику, например – офсетный метод, чтобы тем самым расширить свои творческие возможности. Из черно-белых и цветных фотографий обнаженной женской фигуры скопировал он в технике «сэндвич» некоторые мотивы, превратив их в абсолютно новые образы по содержанию и форме. Чудесным образом он обогатил фотографические данные высоким мастерством и созданной силой воздействия.
 

Раймунд Хоффман



Трансляция вернисажа он-лайн на сайте http://create.karelia.ru/ с 17.00 до 18.00 

Пресс-релиз.doc

Ханс-Й. Шуберт. Биография.doc

 

Пресса о событии
10 сентября 2010 «РТК Сампо»
Комментарии
Имя
Адрес эл. почты
Комментарий
Защита от спама
 
Все поля формы должны быть заполнены
Creative Business Cup Russia